НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ

ЛЕПИМ ИЗ СОЛЁНОГО ТЕСТА

                                          подготовила: Рамазанова А.С

Не знаете чем таким интересным занять ребёнка? Тогда для вас отлично подойдёт лепка из солёного теста, так как это развивает мелкую моторику рук малыша, творческие способности и внимательность.

Поделки из теста хороши тем, что прослужат вам куда больше, чем из того же пластилина. Что уж говорить о глине, вряд ли нежные ручки малыша стоит пачкать в ней, ведь ребёнок тут же попробует её на вкус. Солёное тесто абсолютно безопасно для организма ребёнка. Также в нём нет искусственных материалов и красок. А наличие большого количества соли делает его неприятным на вкус, так что даже попробовав кусочек, ребёнок тут де выплюнет его и не станет больше тянуть в рот.

Делая тесто в домашних условиях, вы вовлечёте в этот процесс и ваше чадо, не говоря уже о самой лепке. Как же приготовить такой интересный материал?

Для соленого теста лучше всего        подходит пшеничная мука недорогих сортов.
Соль обычно используют для защиты изделий от грызунов и вредных насекомых. Она должна быть  только мелкого помола.

Воду в тесто добавляют только холодную.
Клей придает тесту эластичность, а готовым изделиям - прочность. Лучше  использовать сухой обойный клей, который перед добавлением в  тесто разводят в теплой воде (2 ст. ложки клея на небольшое количество воды).
Пищевые красители придают тесту яркий, насыщенный цвет. В продаже  есть как сухие, так и жидкие красители( для кондитерских изделий и окрашивания пасхальных яиц
Краски для раскрашивания поделок из теста обычно используют  водорастворимые (гуашь, акриловые краски).

Рецепты теста

Рецепт № 1

·         1 стакан соли

·         4 стакана муки

·         1,5 стакана воды

·         1 столовая ложка растительного масла

·         пищевые красители

·         обойный клей

Смешать соль, муку. В воде развести пищевой краситель нужного цвета. Клей развести в небольшом количестве воды.  Все ингредиенты перемешать, вымесить тесто.
Рецепт № 2.

·         2 стакана муки

·         1 стакан соли

·         3/4 стакана воды

·         1 -2 ст. л. Обойного клея

·         пищевые красители

 Рецепт № 3.

·         1 стакан муки

·         1 стакан соли

·         1 столовая ложка квасцов

·         1 стакан воды

Смешать все сухие ингредиенты.  В воду добавить пищевые красители. Все перемешать. Замесить густое тесто.

 Рецепт № 4.

·         1 стакан соли

·         0,5 стакана кукурузной муки

·         0,5 стакана воды

Все перемешать в кастрюле. Готовить на слабом огне, помешивая деревянной ложкой. Снять с огня, когда образуется шар. Завернуть в фольгу, замесить тесто, когда оно остынет.
Рецепт № 5.   

Фигурки из этого теста можно потом съесть. Приготовьте его непосредственно перед употреблением:

·         0,5 стакана сахара

·         1/2 пачки маргарина или сливочного масла

·         2,5 стакана муки (или немного больше)

·         ванилин

Маргарин растопить, добавить сахар, ванилин. Перемешать. Добавить муку, замесить густое тесто.
Рецепт № 6.   

А это тесто с необычной текстурой.

·         1 стакан муки

·         1 стакан воды

·         опилки

·         пищевые красители

В воде развести пищевой краситель нужного цвета. Добавить муку, перемешать в кастрюле, подогреть на сильном огне. Помешивать деревянной ложкой, пока не загустеет. Остудить, добавить опилки. Можно  вместо опилок добавить крупы. Например: гречку или рис.
Готовое изделие (поделка, предмет) из теста можно высушить в духовке, или дать просохнуть естественным путем, а затем подкрасить.

При работе с пластичными материалами Вам понадобятся:

·         скалка или специальный валик

·         стека

·         фигурные формочки

·         чесноковыжималка

·         доска

·         мерные стаканчики

·         терка

·         вилка (пластмассовая)

·         кисти

·         линейка

·         кофейное ситечко

·         различные предметы с интересным рельефом (пуговицы, монеты, брошки, бутылочные пробки с оттисками и др.).

Сушка теста

Существует несколько способов сушки получившихся фигурок. Самый простой и не затратный – высушить все на балконе или на любой обдуваемой поверхности. Если же вы хотите получить максимальный результат, то лучше сушить солёное тесто в духовке при температуре 100-150’С. Как только поделка стала твёрдой – процесс сушки окончен. Мелкие изделия при таких условиях высыхают максимум за час, крупные – 2-3 часа. Обязательно проследите, чтобы ваше творчество не сгорело в духовке. Хотите получить золотистый экземпляр – добавляем до 200’С и не отходим не на минуту.

Обработка изделий

1. Глазурирование соляным раствором. Приготавливаем так : соотношение соли и воды 1:2). Берём кисточку и обрабатываем раствором. Ставим в духовку на 100’С . Повторяем все ещё раз и получаем красивую поделку.

2.Нанесение желтка с водой. Смешиваем эти ингредиенты , обмазываем изделие и ставим в духовку на 100’С.

3.Свекольным сиропом также можно покрыть поделку, и тогда она приобретёт коричневый оттенок. Смазываем за пол часа до выключения духовки(сушки).

Лепка из солёного теста станет хорошим развлечением для вашего ребёнка. Лучше начать заниматься лепкой в 3-4 года, когда он уже вполне готов вам помогать и проявляет интерес к творчеству.

Как правильно учить ребёнка лепить? С чего начать?

Лепка открывает  большие возможности, как  для развития мелкой моторики, так и для развития ребенка вообще. Первое время ребенок работает всей кистью руки, так как движения пальцев недостаточно развиты и слабо координированы. Для ребенка наиболее значительным являются физические свойства  материала:  вязкость, пластичность, масса и др.  Ребенок знакомится со свойствами глины, соленого теста, пластилина  и производит игровые действия с ними. Этот период называется также как в рисовании  "доизобразительным", но проходит обычно быстрее, так как действия с легко поддающимся воздействию материалом приводит к результату. Вначале  ребенок отрывает от общего кома  большие и маленькие комочки, затем нагромождает их один на другой, раскатывает на  дощечке, расплющивает рукой о доску (т.е  действует, не ставя перед собой цели  что-либо изобразить). Под руководством взрослого ребенок видоизменяет бесформенные комочки, раскатывает их продольными и вращательными движениями ладоней сначала просто о стол, а затем между ладонями.           В дальнейшем ребенок научится  лепить палочки, столбики, колечки, колобки, пирамидки, грибы. 
Интерес к пластичным свойствам  следует направлять на изображение конкретных предметов, иначе ребенок будет разбрасывать, и размазывать материал по доске. В результате усвоения элементарных действий с глиной, тестом, ребенок учится лепить предметы простейшей формы: столбики, карандаши, палочки. Следующий этап - изображение шаровидной формы (колобок, шарик, мяч). Движения, образующие шар, являются более сложными по сравнению с движениями при создании цилиндра, так как они требуют большего зрительного контроля и слаженности действия обеих  рук.
На основе приобретенных навыков по лепке цилиндра и шара переходим к изображению определенных предметов, например: из согнутого столбика - калач, из нескольких колец - башенку,  а  чупа-чупс  (погремушку)  - из столбика и шара.
Занятия должны повторяться, но тематика должна быть разной. Например, закрепляя лепку  предметов цилиндрической формы, темы могут быть следующими: карандаши, столбики для забора, палочки, дрова, соломка для угощения куклы и др.
Первые занятия проводятся в течение 5-8 минут. На данном этапе применяется информационно-рецептивный метод. Большое значение при обучении имеет не только показ, но и пояснение каждого действия.  Возможно, что занятия проводятся с использованием приема "рука в руке" и в этом случае проговаривание действий обязательно. " Положили комочек на ладонь, накрываем другой ладошкой, и катаем его вперед- назад, вперед- назад, получился столбик.  Подобными пояснениями следует сопровождать каждое действие, чтобы ребенок активнее воспринимал последовательность при изображении. Продолжительность занятий  постепенно  увеличивается до 10-12 минут. 
Работы ребенка следует некоторое время хранить. Делать это следует по двум причинам: во-первых, к работе ребенка нужно привлечь внимание родных, близких людей,  других детей,  говоря, какая замечательная работа, хвалить ребенка; во вторых:  работы нужно сохранить, чтобы иметь возможность возвращаться к их анализу, сравнивать с последующими работами, отслеживать динамику.

 

УДАЧИ ВАМ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

г.Рязань, ул.Зубковой, д. 17г