План оздоровления детей в условиях ДОУ
№ п/п |
содержание |
группа |
Периодичность выполнения |
Ответственные |
Время |
1 |
Оптимизация режима |
||||
|
Организация жизни детей в адаптивный период, создание комфортного режима. |
1-12 |
ежедневно |
Заместитель заведующего по ВМР, воспитатели, психолог, медсестра |
В течение года |
|
Заполнение карты индивидуальных нагрузок детей группы - определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей . |
1-12 |
1 раз в год, внесение дополнений по необходимости |
Педагог-психолог, медсестра, воспитатели, заместитель заведующего по ВМР |
В течение года |
3 |
Охрана психического здоровья |
||||
|
Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы, игры забавы. |
1-12 |
Ежедневно несколько раз в день |
Воспитатели, специалисты |
В течение года |
4 |
Профилактика заболеваемости |
||||
|
Дыхательная гимнастика в игровой форме |
1-12 |
3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна |
Воспитатели |
В течение года |
5 |
Оздоровление фитонцидами |
||||
|
Ароматизация помещений (чесночные бусы)
|
1-12 |
В течение дня ежедневно |
Помощники воспитателя, воспитатели |
Октябрь-ноябрь |
|
Подбор в группах комнатных растений способствующих очищению и оздоровлению воздуха |
1-12 |
|
Воспитатели, старшие воспитатели |
Май-август |
6 |
Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка |
||||
|
Воздушные ванны (облегченная одежда соответствует сезону года) |
1-12 |
Ежедневно |
Воспитатели |
В течение года |
|
Прогулки на воздухе |
1-12 |
Ежедневно |
Воспитатели |
В течение года |
|
Хождение босиком по траве |
1-12 |
Ежедневно |
Воспитатели |
Июль – август |
|
Хождение босиком по «дорожке здоровья» |
1-12 |
Ежедневно после дневного сна |
Воспитатели |
В течение года |
|
Игры с водой |
1-12 |
Во время прогулки, во время занятий |
Воспитатели |
Июнь-август |
7 |
Лечебно-оздоровительная работа |
||||
|
Витаминотерапия |
||||
|
Настойка шиповника |
1-12 |
1 раз в неделю |
Медсестра |
Октябрь, ноябрь, январь, март |
|
Витаминизация третьего блюда |
1-12 |
Ежедневно |
Медсестра |
В течение года |
8 |
Мониторинг уровня физического развития и состояния здоровья детей |
||||
|
«Дневник здоровья физического и двигательного развития детей группы» |
2 раза в год |
|
Медсестра, воспитатели, воспитатель по ФИЗО |
Сентябрь, май |
|
Мониторинг
|
1 раз в год |
|
Медицинская комиссия |
По плану детской поликлиники |
|
Диагностика физической подготовленности
|
2 раза в год |
|
Воспитатели, воспитатель по ФИЗО |
Сентябрь, май |
9 |
Организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей |
||||
|
Консультации, родительские собрания, совместные мероприятия |
В течение года согласно годового плана |
|
Заместитель заведующего по ВМР, воспитатели, психолог, медсестра |
В течение года по плану |
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Формы работы |
Время проведения в режиме дня, возраст детей |
Особенности методики проведения |
Ответственные |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Технологии сохранения и стимулирования здоровья |
||||
Элементы фитнес аэробики |
Ежедневно по 3-5 минут, начиная со средней группы. |
По авторской программе |
Инструктор по Физо |
|
Интегрированные занятия |
Последняя неделя каждого месяца. |
Интеграция содержания различных образовательных областей. |
Воспитатели, узкие специалисты |
|
Игровые минутки (бодрящая гимнастика) |
После сна в группе каждый день. |
Комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений |
Воспитатель |
|
Физкультурные минутки |
Во время занятий 1,5-2 минуты во всех возрастных группах. |
Комплексы физических упражнений с выходом из-за стола, могут включать дыхательную гимнастику, для глаз. |
Воспитатели, узкие специалисты |
|
Динамические паузы (двигательные разрядки) |
Во время занятий и между занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей, начиная со второй младшей группы. |
На занятиях в виде игр. Между занятиями в виде п/игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов релаксации. |
Воспитатели |
|
Подвижные и спортивные игры |
Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в группе со средней степенью подвижности, ежедневно.
|
Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей. Используются только элементы спортивных игр. |
Воспитатель по ФИЗО, музыкальный руководитель, воспитатели |
|
Пальчиковая гимнастика |
С младшего возраста индивидуально, с подгруппой и всей группой ежедневно |
Рекомендуется детям с речевыми проблемами. Проводится в любой отрезок времени. |
Воспитатели |
|
Упражнения после сна, дорожки здоровья |
После сна вся группа ежедневно, начиная с младшего возраста. |
Комплексы физических упражнений в спальне и группе. |
Воспитатели |
|
Гимнастика для глаз |
Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, начиная с младших групп
|
Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога |
Воспитатели |
|
Дыхательная гимнастика |
В разных формах физкультурно-оздоровительной работы, начиная с младшего возраста. |
Проветривание помещения и обязательная гигиена полости носа перед проведением процедур |
Воспитатели |
|
Технологии обучения здоровому образу жизни |
||||
Физкультурные занятия |
Три раза в неделю в спортивном зале, в группе, на улице, начиная со второй младшей группы. |
Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад. |
Воспитатель по физической культуре, воспитатели |
|
Утренняя гимнастика |
Ежедневно, в музыкальном и физкультурном залах, в группе. |
Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей. |
Воспитатели, воспитатель по ФИЗО |
|
Занятия по здоровому образу жизни |
Один раз в неделю в режимных процессах, как часть и целое занятие по познанию, начиная со II мл. гр. |
Программа «Основы безопасности жизнедеятельности», Р. Стеркина, О.Князева. |
Воспитатели |
|
Физкультурные досуги, праздники
|
Один раз в квартал (праздник), один раз в месяц (досуг), начиная с младшего возраста. |
В соответствии с программой для каждой возрастной группы. |
Воспитатель по ФИЗО, музыкальный руководитель, воспи
татели |
|
Коррекционные технологии |
||||
Элементы |
Игры – занятия с использованием арттерапевтических техник. |
Использование элементов арттерапии в режимных моментах (прогулка, занятия, игры). |
Воспитатели |
|
Психогимнастика |
Один раз в неделю для ЧБД. Старший дошкольный возраст. |
Проводится по методике Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой. |
Педагог-психолог |
|
Элементы |
Как часть занятия по подготовке детей к школе |
Коррекция мотивационно-личностной сферы. |
Педагог-психолог |
|
Артикуляционная гимнастика |
Как часть занятий по введению в грамоту, начиная со второй младшей группы |
Цель - фонематическая грамотная речь без движений. |
Воспитатели |
|
Технология коррекции поведения |
Один раз в неделю. Старший дошкольный возраст. |
Игровые технологии коррекции поведения, М.Э. Вайнер. Программа «Давайте познакомимся». |
Воспитатели
Педагог-психолог |
|
Занятия в сенсорной комнате |
По плану коррекционной работы |
«Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате» А.И.Титарь |
Педагог-психолог |
|
Комментарий:
Оздоровительная работа в ДОУ ведется по следующим направлениям: лечебно-профилактические, лечебно-оздоровительные, закаливающие процедуры и имеют своей целью качественное улучшение физического состояния, развития и здоровья ребенка. Здоровьесберегающие технологии нацелены на активизацию самостоятельного физического развития, формирование оптимальной осанки ребенка, создание условий для воспитания здоровой личности. Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни реализуется через все виды деятельности в детском саду.